Казанская церковь в селе Слободское

Церковь действующая. Служба - каждый выходной.

Село Слободское

Составитель: делопроизводитель Слободского с/Совета Дружкова Елена Лаврентьевна.

Информаторы:
1. Балашова Дина Георгиевна – 1930 года рождения, пенсионер-учитель Слободской средней школы.
2. Кабин Михаил Ефимович – уроженец деревни Спирино Кстовского района Нижегородской области, кандидат исторических наук.
3. Урлин К. – член союза писателей и журналистов. Дата составления: 20 сентября 1993 года.

С.Слободское основано 300-350 лет тому назад, где сейчас находится село Слободное (Свободное) место, а село, которое называлось Поповенское находилось в 3-х километрах к западу, на опушке существующего и теперь леса Пустошь. Село прижималось к большому непроходимому лесу. В этом лесу водились разбойники, которые часто беспокоили жителей села. И жители решили переселиться подальше от леса на Слободное место. И стало селение сначала называться Слободное, а потом Слободское. Отсюда сохранилось название Поповский мост через реку Цедень и Поповская гора недалеко от Наумовки. В 1615 году в писцовых книгах упоминается Слободской овраг и межа между ними и деревней Кулаково. Эта деревня несколько позднее была перевезена в другое место. От нее осталось название Кулаковская гора. В 1616 году вотчина Артемия Измайлова села Слободское с деревнями и со всеми угодьями перешла в поместное владение боярину Ивану Петровичу Шереметьеву. В 1816 году с.Слободское принадлежало генерал-майору Василию Сергеевичу Шереметьеву, оставшееся ему по наследству от тетки М.В.Балк, от этой фамилии осталось название улицы в селе – Балковщина. Незадолго до реформы 1861 года в с.Слободское в первом обществе корнету Шереметьеву принадлежало 135 ревизских душ. После реформы и выплаты крупных платежей крестьяне этого общества стали с 1880 года собственниками земли. Второе общество крестьян принадлежало девице Марии Александровне Лопухиной в количестве 225 душ. В третьем обществе Наталье Юрьевне Арсентьевой (в девичестве Долгорукой) принадлежало 63 души. В 1870 году крестьяне стали собственниками.

В начале 20 века в с.Слободское была выстроена школа, в которой крестьянские дети могли учиться шесть лет. В ней обучались также дети окрестных сел и деревень, окончившие четырехклассную школу. Далее образовалась Слободская волость, в которую входили с.Слободское, с.Подлесово, д.Спирино, д.Шмойлово, д.Горный Борок. В Слободской волости было крестьян временно обязанных помещикам мужчин – 600 человек, женщин – 634 человека. Крестьян-собственников, выкупивших землю, мужчин - 350 человек. Частных зданий в волости было 337, келий – 56, постоялых дворов – 4, питейных заведений – 2, мельниц водяных – 4, толчеи и маслобоек – 10, овчинных – 6, кирпичных заводов – 5, кузниц – 5. Число мелких промышленных заведений в 1893 году в волости было 47. В 1901 году каменных домов было 1, деревянных – 740, келий – 45, общественных хлебных магазинов – 11, частных торговых лавок – 17, постоялых дворов – 3, питейных заведений – 1, мельниц водяных – 8, ветровых – 11, овчинных – 5, кирпичных заводов – 10, лошадей – 651, рогатого скота – 735, овец – 1240, свиней – 15, коз – 4. Урожай ржи в Слободской волости в 1904 году составил 42 пуда десятин, овес 56 мер, пшеницы 36 пудов.

В 1907 году урожайность была очень низкой, в Слободском Аракчеева Е.А. имела трехпоставную механическую мельницу. Широко развивалась также частная торговля. В с.Слободском торговлю имели Аракчеев СВ., Любимцева В.А., Кувакина А.П., имелся постоялый двор Шарапова П.Я., Мишиной Т.Я., Благодарящева И.В.. У ряда крестьян были мелкие промышленные заведения: ветряные мельницы, овчинные, кирпичные заводы и др.заведения. Грамотность была очень низкой. В 1817 году Слободская деревянная православная церковь была заменена каменной. Крестьяне в с.Слободском были христианской веры. Очень плохо было с здравоохранением, отсюда частые эпидемии, даже холера. До революции население делилось на две основные группы, крестьян-землевладельцев и работников водного транспорта, сохранивших однако и связь с землей. Основная масса водников были штурвальные и матросы. В годы революции активным участником преобразования был Дмитрий Арский (Афанасьев), бывший матрос Балтийского флота. Он был волостным военным комиссаром. В 1920 году в селе была создана комсомольская организация. Активными ее участниками были Александр Галкин, Иван Лисин, Екатерина и Алексей Песикины. В 1930 году был организован колхоз им.Сталина. В него входило только одно село Слободское. В 1959 году колхоз им.Сталина преобразовался в колхоз им.Ленина. Далее образовался совхоз «Слободское», который был расформирован и стал называться по-другому, «Запрудновский», так как его соединили с «Запрудновским» совхозом. В настоящее время в совхозе сделали реорганизацию и образовалось АО «Запрудновское». В селе 528 человек населения, имеется ферма мясо-молочного направления. Заработки очень низкие, и люди покидают село. Остается пожилая часть населения.

об авторах:

Смирнова Татьяна Петровна

Архивный отдел администрации Кстовского района
Фонд краеведа Люсова И. А. 1976 г.
Начальник архивного отдела Т. П. Смирнова
Смирнова Татьяна Петровна родилась 10 марта 1951 г. в с. Мальцыево Пильнинского района Горьковской области. С 1961 года проживает в г.Кстово. По профессии бухгалтер. С 1978 года в архивной службе. В 1982 году окончила школу архивных работников, с 1984 года заведующая городским государственным архивом, с 1993 года начальник архивного отдела администрации Кстовского района Нижегородской области. Изучением родного края начала заниматься в школьные годы. Класс, в котором училась, собирал материал, на основе которого был создан музей боевой славы в школе № 6, действующий в школе по настоящее время.
С 1995 года член научно-методического Совета по делам архивов Администрации Нижегородской области. 

Посопное село Слободское (дворцовый населенный пункт, население которого было ориентированно исключительно на занятие хлебопашеством

Село Слободское. Церковь расположена около дороги и прекрасно видна

Церковь

1914 год Неоднократно просил назначения в действующую армию диакон села Слободского Нижегородского уезда Иван Николаевич Ясницкий, но, не добившись согласия владыки, он обратился к губернскому предводителю дворянства М. С. Фон-Брину, возглавлявшему комитет Красного Креста. В свою очередь Михаил Сергеевич направил Преосвященному Иоакиму письмо, в котором просил о назначении диакона Ясницкого в 10-ую пехотную дивизию, начальник которой генерал-лейтенант Лопушанский лично убежден в «патриотических чувствах означенного диакона, имеющего искреннее стремление послужить в войсках». Естественно, что после такого ходатайства Ясницкий был определен на военную духовную должность.

Поддужные колокольчики производились в районах крупнейших почтовых трактов – на пути между Москвой и Петербургом – Валдае, на пути к Нижегородской ярмарке – в селах Пурех и Слободское, на Урале и в Сибири.

  • Слободская волость: села Слободское (834 жителей) и Подлесово (583); деревни Шмойлово, Борок, Починок.

По мнению Борисовского, в жителях «гористой» части (Кстовская и Новоликеевская волости) замечалось более «остроты и смелости, и к трудам лености», а в «закудемских» (Шелокшанская, Чернухинская, Слободская волости) — «более добродушия, расположения к трудолюбию и простоты».

Каждая волость имело волостное правление, каменную или деревянную церковь и волостное училище. Все 5 училищ были построены в 1864 г. по типовому проекту. В них учились только мальчики, 35-60 в каждой волости. Учебный год был с 1 октября по 1 мая; преподавались священная история, чтение, чистописание, арифметика и счетоводство. Преподавателями были либо местные священники, либо «ученики, исключенные из семинарии». Будучи священником, автор «Описания» был рад, что создание волостных училищ уничтожило «языческий» обряд колядования; вместо колядок, дети стали петь христианские стихи.

Церковь Иконы Божией Матери Казанская в Слободском

Обиходные названия - Казанская церковь
Тип постройки - церковь
Дата постройки последнего здания - 1811
Историческое исповедание - Православная
Современная принадлежность - РПЦ МПСтатус сохр.
Адрес на 1917 г. - Нижегородская губ., Нижегородский у., с. Слободское
Современный адрес - Нижегородская обл., Кстовский р-н, с. Слободское
Краткое описание: Кирпичная церковь, сооружённая в 1811. Интересна сочетанием декора в духе раннего классицизма и традиционной для нижегородского зодчества композиции здания. Двусветный пятиглавый четверик с малыми главками, поставленными по странам света, с трапезной и шатровой колокольней. Приделы Сретенский и Никольский. Закрыта не позже 1930-х. В 2000-х возвращена верующим, начат ремонт.
Казанская церковь в селе Слободское
Казанская церковь в селе Слободское (Нижегородская область, Кстовский район).

Дата съемки: 25 июля 2010 года
Фот. Панкратов Сергей Викторович

С.Слободское основано 300-350 лет тому назад, где сейчас находится село Слободное (Свободное) место, а село, которое называлось Поповенское находилось в 3-х километрах к западу, на опушке существующего и теперь леса Пустошь. Село прижималось к большому непроходимому лесу. В этом лесу водились разбойники, которые часто беспокоили жителей села. И жители решили переселиться подальше от леса на Слободное место. И стало селение сначала называться Слободное, а потом Слободское. Отсюда сохранилось название Поповский мост через реку Цедень и Поповская гора недалеко от Наумовки. В 1615 году в писцовых книгах упоминается Слободской овраг и межа между ними и деревней Кулаково. Эта деревня несколько позднее была перевезена в другое место. От нее осталось название Кулаковская гора. В 1616 году вотчина Артемия Измайлова села Слободское с деревнями и со всеми угодьями перешла в поместное владение боярину Ивану Петровичу Шереметьеву. В 1816 году с.Слободское принадлежало генерал-майору Василию Сергеевичу Шереметьеву, оставшееся ему по наследству от тетки М.В.Балк, от этой фамилии осталось название улицы в селе – Балковщина. Незадолго до реформы 1861 года в с.Слободское в первом обществе корнету Шереметьеву принадлежало 135 ревизских душ. После реформы и выплаты крупных платежей крестьяне этого общества стали с 1880 года собственниками земли. Второе общество крестьян принадлежало девице Марии Александровне Лопухиной в количестве 225 душ. В третьем обществе Наталье Юрьевне Арсентьевой (в девичестве Долгорукой) принадлежало 63 души. В 1870 году крестьяне стали собственниками.

В начале 20 века в с.Слободское была выстроена школа, в которой крестьянские дети могли учиться шесть лет. В ней обучались также дети окрестных сел и деревень, окончившие четырехклассную школу. Далее образовалась Слободская волость, в которую входили с.Слободское, с.Подлесово, д.Спирино, д.Шмойлово, д.Горный Борок. В Слободской волости было крестьян временно обязанных помещикам мужчин – 600 человек, женщин – 634 человека. Крестьян-собственников, выкупивших землю, мужчин - 350 человек. Частных зданий в волости было 337, келий – 56, постоялых дворов – 4, питейных заведений – 2, мельниц водяных – 4, толчеи и маслобоек – 10, овчинных – 6, кирпичных заводов – 5, кузниц – 5. Число мелких промышленных заведений в 1893 году в волости было 47. В 1901 году каменных домов было 1, деревянных – 740, келий – 45, общественных хлебных магазинов – 11, частных торговых лавок – 17, постоялых дворов – 3, питейных заведений – 1, мельниц водяных – 8, ветровых – 11, овчинных – 5, кирпичных заводов – 10, лошадей – 651, рогатого скота – 735, овец – 1240, свиней – 15, коз – 4. Урожай ржи в Слободской волости в 1904 году составил 42 пуда десятин, овес 56 мер, пшеницы 36 пудов.

По справочнику нижегородской епархии, Нижегородская губерния началась с основания Нижнего Новгорода, который был заложен Московским князем Долгоруким в 1221 году. В Н.Новгороде и окрестностях проживала мордва и марийцы. Большинство жили мордва, а марийское население расселено было по правобережью к самому берегу Волги и в незначительном количестве. Вот их по признакам селения назвали Черемисское, т.к. тогда их звали черемисы. Михальчиково со знаменитой дубовой рощей по названию святая роща Черемиска, возможно, были еще их селения, но в незначительном количестве. Мордва нас окружала всюду, например, селение Лапшлей имеет мордовские названия Лапш – это плоский, лей-овраг. Овраг между Чернухой и Лапшлеями – пергилей. Еще недалеко селение Чуварлей, Чувар по-мордовски ступа, лей овраг, т.е . овраг, похожий на ступу. Есть непонятное: Сарлейский дол. Недалеко от Ключищ, сарлей, мордовское селение, от нас в 20 км не меньше, к Константинову, есть места, напоминающие о татарах, например: бугор в лесу называется Нихан, место в роще называется Нагавн, вероятно, там были ногайцы: поле, татарские головы, это придумали не мы, а переходит из поколений. Называются привальные полосы, на этом месте заметен оборонительный вал. Чувствуется в прошлом граница Нижегородского княжества с мордвой Слободское, где жили свободно крестьяне-пограничники, среди них преобладают такие фамилии, как: Благорящевы, Ярангивы, Олесовы, Толмачево, там жили толмачи, т.е. переводчики, притом дер.Грязновка тоже недалеко, вероятно, от границы, где название поля Гозподок, здесь было воинское поселение. За городком есть место называется засеки оборонительная полоса заваления лесом. Уже до XIX века нижегородская земля стала постепенно заселяться русскими поселенцами из других губерний, это сказывается и по языку. Нижегородцы говорят тверским и ярославским языком: Лукоянов, Гагино говорят очень резко на "а". Ключищи тоже приобрели другое название, это селение называлось Сарачица. Есть еще странности, до XIX века у нас в селении есть поле, называется Шелезмицы, просто жесткая глина – плохо пахать. Но есть другое, чуть разгаданное. На склоне к Мешихе есть топь у бугра, отсюда вытекают всевозможные родники и по бугру болотные окна, зарощенные осокой, по осоке бурьян-ржавчина, похожая на ржавчину железа и по вкусу.

Гражданская война. Военный коммунизм. Продотряды, отбор хлеба у зажиточного населения. Продразверстки. Нижегородская губерния объявлена приказом на военном положении, который был распространен по всем селениям. В 1918 году зимой были выборы депутатов для организации Советской власти. Первый председатель Чернухинского волисполкома был Чесноков Иван Григорьевич из Пунери, секретарем Чернухинского волисполкома Зеленкин Михаил. Секретарь волкома партии – Кадулин Федор Иванович. Военком Васильев. Старший милиционер – Тупиков И.Ф. в Ключищах. Председатель комитета бедноты – Макаров Николай Михайлович. Председатель С.Ключищенского с/с – Стенягин Гурьян Григорьевич. Секретарь Шорохов Иван Ильич. Волисполком на дому председателя с/с прикрепил красную доску, на которой черным было написано: «Старо-Ключищенский с/с рабочих, крестьянских и солдатских депутатов», в середине звезда и герб, молоток и плуг. Крестьянство новинку с продразверсткой и отбором хлеба у зажиточного населения приняло недоверчиво. Но все настроения местного населения контролировали в это время. На Воробьевке уже организована была чека во главе с Воробьевым. Крестьянские настроения перехвачены были меньшевиками, которые по этому вопросу созвали меньшевицкую конференцию. От нас были делегаты трое: Дернов В.М., Сурин Яков Степанович, Дудкин Данила Андреевич. По приходе с Д.Константиновской конференции эти делегаты пояснили населению, что восстание против Советской власти будет оповещено церковными набатами. Через небольшой отрезок времени Кедулина Ф.И. из секретарей волкома убрали и поставили гражданина д.Пунерь Макарова Ивана Феоктистовича, фронтовика, коммуниста с 1914-15 года. Вскоре он женился, взял в Майдане Тукменову Олимпиаду, она работала телефонисткой на почтовой станции Чернуха–Благовещенская, стала членом партии и была уже ст.телефонисткой. Телеграфистов не знаю, а начальником почтовой станции Чернуха–Благовещенская был Шириков Василий Ефимович, отец учителя-пенсионерки Граховой Антонины Васильевны. Почтовая станция находилась в Костылевом долу, а где был волисполком, там события надвигались. Был месяц апрель. Это было в 1920 году, подтаивали последние льдинки. Откуда не знаю, но в село наше приехал, наверное, из президиума меньшевиков конференции некто Краснов. Собрали срочно собрание, наказали явиться всем без исключения. Было это собрание в складе кредитного товарищества, зажгли две молнии, было на закате солнце, многие слушатели были бывалые фронтовики, из них слышали и Ленина. Оратор говорил долго, горячо, артистически, при гробовом молчании слушателей и с угрозами в их адрес, что он говорил, я не помню. Собрание кончилось очень поздно. Расходясь, некоторые бывалые фронтовики дорогой рассуждали: у них ничего не выйдет, у кого, мне было непонятно, да не только мне, остальные были просто в смятении. При волкоме партии был волком комсомола, которым руководил Кутасов Василий. В Ключищах организовалась ячейка, где первым комсомольцем был Макурин Алексей Иванович, при его заботе организован культполитпросвет, так именовалась эта организация, молодежь под руководством Макурина организовали драмкружок, куда входили и взрослые. Первый спектакль поставили «Русалку» Пушкина. Мельника играл Сурин Я.С, потом «Обездоленные». Ставили спектакли в школе. Культполитпросвет иногда приглашал лекторов, темы были разные. Школе, местному населению и ученикам казали картины через проекционный фонарь. Наш гублесхоз организовал лесное заготовительное хозяйство в ст.Ключищах, лесагентом Растовщиковым, где делали колеса, таганки военные, черенки к лопатам и плели лапти для фронта. В мае или первой половине июня в 1920 году был ясный теплый безветренный день. Вдруг примерно часов в 12 дня наверху церкви прозвучал набат, население все высыпало на улицу. Всем казалось, что где-то пожар. Со стороны Чернухи вышла длинная вереница народа , которая шла по направлению к Ключищам. Потом поняли, что началось восстание. На нашей церкви не замедлил набат, колонна Чернухи входила в Ключищи. Какие-то люди бегали по селу и торопили взрослое население присоединиться к этой колонне. Выходили кто с чем мог: вилы, топоры, ружья, а кто и винтовку прихватил с фронта, в колонне были и шашки с саблями. Маршрут – Слободское, некоторые женщины и дети пытались идти за колонной, но всех вернули, не доходя до Подлесова. По рассказам участников похода, было так: подошли к Слободскому, там явились командиры и стали формировать подразделения для наступления, заняли позиции от огородов и пошли в наступление. У Слободского сосредоточен был отряд чека из 22 пулеметов и несколько солдат с винтовками. По наступающим не стреляли, а прострочили из обеих пулеметов поверху. После этого наступающие разбежались по своим селениям. Какая реакция на это в других селениях была, не знаю, а Ключищи без сожаления радовались провалу наступления. Но злобы ни у кого не было. Гражданская война, голод Поволжья, голодающие прибывали в наше селение, у нас в Ключищах жили три семьи, в бугре две семьи вырыли землянки и жили. Семьи по найму, а иные плотничали. Однажды случилось такое: в 19 или 20 годах летом в июле месяце, в течение двух суток шли китайцы семьями по тракту на восток. Никаких осложнений от них не было. Торговали по пути веерами и кормились. В эти годы было дезертирство из армии в больших масштабах. Ст.милиционер Чернухинской волости Тупиков часто приводил дезертиров из лесов, иногда 5-6 человек за раз в с/совет ст.Ключищей, их сопровождал в Чернуху или в уездный военкомат. Часто с Великого Врага приходили моряки в распоряжение Чернухинского исполкома, снабдить их продуктами питания за счет населения, там стоял отряд военно-морских катеров под командованием Кощанова. Часто моряки вечерами отдыхали в нашем парке и под гармошку плясали «яблочко». В 1921 году в страшную субботу накануне светлого праздника обрушилась на село страшная стихия – пожар, который унес 120 жилых домов на обеих улицах, при том сгорели амбары, мазанки, бани, сенницы, стихия бушевала ураганом. При тушении пожара сгорело четыре пожарных машины. Сгорели и склады лесхоза, горело сырье, заготовленное лесхозом, 2000 пудов